Благотворительный фонд для людей с психическими трудностями
Благотворительный фонд для людей с психическими трудностями
Из первых рук

Арт-терапия и танец. Взгляд изнутри. Часть 2.

Беседу ведут: Ирина Панина – руководитель инклюзивной культурно-образовательной программы Простыми словами БФ Просто люди, разработанной для психоневрологических интернатов и больниц, при поддержке Министерства Культуры РФ и Алена Агеева, режиссёр пластического театра, независимый артист и перформер, куратор инклюзивных программ Манежа.

Ирина: Музыкальное сопровождение включает самые разнообразные виды музыкальной деятельности, которые направлены на развитие пластической, ритмической, вербальной, эмоциональной свободы самовыражения. Развитие творческой направленности осуществляется и в рамках музыкальной составляющей. Какую музыку Вы используете на своих занятиях? 

Алёна: Идеальный вариант – если вместе с нами импровизирует музыкант вживую. Это вообще мой любимый способ существования на сцене, совместная танцевально-музыкальная импровизация. Если говорить о занятиях, когда это невозможно, то я стараюсь подобрать контрастную по эмоциональной окраске, использованным инструментам. Диапазон может быть очень широким – от традиционной японской флейты до Gogol Bordello.



Ирина: Подражательный этап инклюзивного танца или другими словами «делай как я» – это способ интуитивно следовать социальным установкам, опираясь на собственный опыт. А креативный этап – это способ, который позволяет самостоятельно создавать воображаемую действительность. Так что они дают в своей совокупности? 

Алёна: Наверное, как раз полноту танца и сценического существования. Подражание помогает чувствовать себя уверенно, и набраться внутренних сил для перехода на следующий, креативный, этап. 



Ирина: Алена, поделитесь пожалуйста набором рабочих простых практик и техник для самостоятельных занятий в закрытых социальных учреждениях или дома, для развития пластики и контакта со своим телом.

Алёна: Самое простое, это просто встать, закрыть глаза, ощутить своё тело изнутри. Постепенно переносить внимание с разных частей тела на целостное восприятие. При этом, ощущать вес, и то, как тело распределяет вес на ступнях – чуть вперёд, чуть назад, влево, вправо… Вообще, универсальный способ, конечно, знаменитый «маленький танец» Стива Пэкстона – запись легко можно найти в сети и практиковать самостоятельно.  И просто свободное движение – послушать, а чего прямо сейчас хочет моё тело, какого движения оно просит. 



Ирина: Инклюзивный пластический танец даёт своим участникам очень многое. Он помогает установлению чувства собственного достоинства путем создания позитивного и доброжелательного пространства, развивает социальные навыки общения и адекватное выражение своих эмоций, высвобождает подавляемые чувства. А что он даёт лично Вам Алена, зачем Вы этим занимаетесь? 

Алёна: Мне он даёт чувство осмысленной деятельности. Возможно, это в чём-то эгоистично – мне нужны эти занятия, чтобы чувствовать себя в своей жизни. И, конечно, это невероятное удовольствие видеть, как меняются ребята в студии. 



Ирина: Как сейчас решаются актуальные вопросы интеграции инклюзии и инклюзивного образования, общедоступности и популяризации двигательных практик в контексте искусства и терапии в ЦВЗ Манеж Санкт-Петербурга? 

Алёна: Мне хочется верить, что мы достаточно много делаем в Манеже в направлении инклюзии, но, как всегда, в это теме невозможно делать достаточно, всегда есть, куда идти и зачем. 

Кроме уже, к счастью, стандартных для музеев форматов – доступная среда, экскурсии на РЖЯ, тифлокомментирование, адаптированные тексты Easy-to-Read, тренинги для персонала и так далее, – у нас развивается направление инклюзивных пластических медиаций. Для меня лично это возможность интегрировать мой танцевальный опыт и интерес в инклюзию. Мы проводили несколько таких встреч – для незрячих посетителей по выставке живописи «Покой и Радость», когда описывали цвета и впечатления от картин словами, звуками, движениями. Также важным для меня опытом была пластическая медиация молодёжной группы театра Инклюзионизма в Манеже, когда на встрече были и незрячие, и слабослышащие, и участники с РАС, и с ограничениями по движению.  Это был опыт интеграции, когда очень разные тела и способы восприятия этого мира могут встретиться, главное – создать пространство для этой встречи. 

интервью
Made on
Tilda