Благотворительный фонд для людей с психическими трудностями
Благотворительный фонд для людей с психическими трудностями
Из первых рук

Зачем нужна творческая реабилитация? Часть 1.

Удовлетворение потребностей лежит в основе жизни любого человека. Активность личности обусловлена и провоцируется необходимостью полного удовлетворения собственных нужд. Естественные потребности (в еде, одежде, защите) просты в удовлетворении, но при этом недалеко уводят человека от жизни животного. Только духовные потребности, построенные на базе многовекового социокультурного развития человечества, делают из индивида личность, наделенную чувствами и эмоциями, способную мыслить, любить, ценить и восхищаться.

В пирамиде потребностей А. Маслоу духовные потребности являются вершиной, говорящей о внутренней гармонии человека, спокойствии, умиротворенности и душевном равновесии. Понимание важности удовлетворения потребностей и их способы невозможно навязать извне, они не формируются с подачи общества или по аналогии с окружающими людьми. Потребность рождается в самом человеке и способ ее удовлетворения способен определить только сам человек. Неудовлетворенные (недостаточно удовлетворенные) потребности явно ухудшают качество жизни человека, лишая большой, интересной и нужной части человеческого бытия.

Духовные потребности разноплановы и разнообразны, они нацелены на приобщение к духовным ценностям, развитие и самосовершенствование личности. Главные духовные ценности: понимание доброты, истины и красоты, определяют внутренний мир человека его взгляды и поведение.

Психологические исследования говорят, что измененное представление об этих трех столпах, определяют психические отклонения и деструктивное поведение человека. Любые духовные нужды условно разделены на составляющие, связанные с восприятием, накоплением и переработкой духовного опыта общества, а также с отреагированием – проявлением себя, воплощением присвоенного опыта в творчестве. Искусство вносит неоценимый вклад в развитие человека как личности. Потребность в искусстве является одним из примеров духовных потребностей. Искусство никогда не бывает оторвано от жизни и человека, оно определено окружающим миром: природой и людьми, общественными взаимоотношениями. Искусство является как отражением реальности, в которой живет человек, так и отражением отношения к этой реальности людей.

Произведение искусства является концентратом авторского знания, его понимания жизни и своей роли в ней. Автор провоцирует зрителя на диалог, в процессе которого формируется личное мнение на ситуацию, жизненный опыт, взгляды и позиции. Искусство многофункционально. Кроме познавательной функции, которая предполагает получение новых знаний и эстетической функции, направленной на развитие вкуса и удовлетворения потребности в красоте, искусство заключает в себе активные компенсаторные возможности, т.к. возмещает то, чего не хватает в окружающем мире. Произведения искусства как никто дают пищу для внутреннего диалога с собой и автором, провоцируют общение между зрителями (коммуникативные функции). Искусство позволяет приоткрыть завесу тайны будущего (прогностическая функция), позволяя с одной стороны мечтать о чем-то вроде бы нереальном, с другой, предопределяя развитие науки для воплощения этого нереального в жизнь.

Исследования подтверждают, что искусство вызывает отклик не только эмоциональный, но и физический. Действуя через подсознание, искусство оказывает оздоравливающее воздействие на организм в целом. Именно на этом строятся арт-терапевтические технологии, которые не единожды доказывали свою состоятельность как при работе со взрослыми, так и с детьми.

Термин «арт-терапия» (лечение искусством) впервые встречается в книге «Искусство против болезней» британского художника А. Хилла. В книге описывается его личный опыт работы с больными, среди которых были солдаты, вернувшиеся с войны. Уже тогда художник обнаружил, что занятия живописью не только помогают пациентам отвлечься от боли, но и улучшает общий психоэмоциональный фон, снижая влияние посттравматического синдрома, вызванного участием в военных действиях. Человек выплескивает воспоминания на лист бумаги, освобождая тем самым место для положительных эмоций. Проведенные исследования доказали, что не только занятия, например, живописью, но и просто просмотр произведений искусства способен снижать уровень гормона стресса у зрителя, что, несомненно, расширяет варианты использования искусства в реабилитации. 
статья
Made on
Tilda