Простота и доступность многих технологий и материалов позволяет использовать данные методы как под наблюдением специалиста, что естественно дает большие результаты на выходе, так и самостоятельно, создавая благоприятные условия для включения механизма эмоционального регулирования, развития творческого и креативного мышления у детей и взрослых с ментальными особенностями.
Творчество является одним из эффективных средств, которые помогают человеку преодолеть страх, знакомит с социально приемлемыми выходами из негативных состояний (помогают справиться с приступами агрессии, внутренними конфликтами, переживаниями). Работая над собственным творческим продуктом у человека, снимается психоэмоциональное напряжение. Он приобретает возможность выражать собственные эмоции используя образы, что не требует вербального компонента, цензуры в подборе слов, и как следствие не вызывает внутреннего сопротивления и агрессии. Постепенно развивается внутренний контроль (при работе с формой и цветом), идет осмысление ощущений и чувств, развивается способность к восприятию (кинестетические и зрительные восприятия), развитию художественных способностей и т.д. Важной составляющей данной работы является сформированное доверие между участниками и специалистами (психологом, арт-терапевтом), т.к. совместная деятельность способствует взаимному пониманию и принятию.