Благотворительный фонд для людей с психическими трудностями
Благотворительный фонд для людей с психическими трудностями
Из первых рук

Арт-терапия и танец. Взгляд изнутри. Часть 1.

Беседу ведут: Ирина Панина – руководитель инклюзивной культурно-образовательной программы Простыми словами БФ Просто люди, разработанной для психоневрологических интернатов и больниц, при поддержке Министерства Культуры РФ и Алена Агеева, режиссёр пластического театра, независимый артист и перформер, куратор инклюзивных программ Манежа.

Ирина:  Говоря об инклюзии важно в принципе говорить об изменении общественного сознания и первое действие в нём – это принятие. Путь инклюзии – это понимание и принятие равенства. Алена, а с чего начался ваш путь в инклюзии, с каких реперных точек в вашей голове было положено начало? 

Алёна: Сложно сказать. Я никогда напрямую не интересовалась непосредственно работой с людьми с инвалидностью. Меня интересовал танец, движение, театр, – где начинается одно и заканчивается другое, поиск новых способов выразить себя через тело. Можно сказать, что в инклюзии я оказалась почти случайно. Я пришла в Манеж проводить пластические медиации по выставкам (встречи с искусством через танец), и постепенно стала заниматься и инклюзивными проектами. Пришлось очень много учиться, к счастью, коллеги из других музеев всегда были готовы помочь и поделиться опытом. И достаточно много доступного материала в сети. Я стала знакомиться с петербургскими фондами, благотворительными организациями. И однажды приехала на стажировку в арт-студию БФ Перспективы в ПНИ 3 в Петергофе. И не знаю, честно говоря, что случилось, но я пообщалась с ребятами, посмотрела на них, все очень разные, со своими, очень не похожими на других, движениями. И мне стало интересно с ними беседовать, танцевать, делать что-то вместе. Так я стала иногда приезжать в интернат и вести занятия в театральной мастерской и вот недавно мы уже показали наш первый перфоманс в Нормальном Месте. 



Ирина: Очень часто видя человека с инвалидностью люди не знают и не понимают как на него реагировать и обычно задаются вопросом: «Как правильно общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья?» Я усложняю этот вопрос и добавляю в него концовку – в танце. Как происходит ваше общение через танец? 

Алёна: Как раз в танце, на мой взгляд, гораздо проще наладить общение – не только с людьми с инвалидностью. Тело честное, ему можно доверять – и своему телу и телу партнёра. Это прекрасная возможность знакомства. Для кого-то из ребят может быть танцем просто поднять руку – и в этом столько подлинного усилия и желания, что на это можно бесконечно смотреть. Наверное, для меня главное – наблюдать, как двигается каждый или каждая из нашей группы, знакомиться, пробовать встроиться, предложить что-то новое, нащупать направление развития. 



Ирина: Импровизация. Проявление той самой творческой активности без страха запутаться, забыть движения, но которая не всегда бывает продуктивной и не несёт в себе конечный действенный результат. Как быть с этим в наше время, которое сплошь и рядом борется за осязаемость, результативность и достижения конечных целей. Как понять и почувствовать сам процесс, который уже по сути и есть тот самый результат. 

Алёна: Это сложный вопрос, но, мне кажется, ответ в нём уже есть – как раз понять, что процесс - это и есть результат. Возможно, в сфере инклюзии с этим проще. Никто не ожидает от нас быстрого результата и не давит со сроками. Мы сами выбираем свой ритм занятий, время выступления, время, когда нужно снова уйти в накопление опыта. И здесь помогают сами участники – мы советуемся с ними, обсуждаем планы, договариваемся и понимаем, когда им уже не терпится выйти на сцену, а когда нужна пауза.



Ирина: Танцевально-терапевтическая деятельности приводит к осознанию собственного тела и возможностей его использования. Я видела Вас в деле, Алена. Расскажите, как погружение в тугое водное пространство, в легкую невесомость, хождение под проливным дождём или банановая сладкая мякоть помогает происходить этому процессу самоидентификации. 

Алёна: Ой, это интересно! Для меня очень важна связь тела и воображения, актёрские техники, основанные на работе с активным воображением. Удивительно, как тело откликается на воображаемый образ. Конечно, это может быть способом и работы с своими состояниями – такая самотерапия, когда я могу, чтобы успокоиться, представить, что погружаюсь в тёплое и мягкое облако, и тело пойдёт за этим образом. Это инструмент настройки, кроме всего прочего. Но я никогда специально не занималась арт-терапией. На мой взгляд, это отдельная и очень сложная область. То, что я могу предложить, это контакт с телом через танец, и если в итоге возникает и терапевтический эффект – что ж, это прекрасно.



Ирина:  Ваша задача создать танцевальный сюжет, через танец рассказать зрителю историю, исходя из индивидуальности конкретного танцора или группы, а также максимально использовать их потенциальные возможности. Как помочь проявить себя, раскрыться в новом качестве прежде всего для самого себя и при этом избегать использования слишком сложных движений в ущерб ОВЗ. Как всё это реализовать на практике? 

Алёна: Для меня важно идти от каждого конкретного человека. Я убеждена, что в теле уже всё есть, и можно только помочь этому проявиться. На наших занятиях с ребятами в интернате моя задача создать безопасное пространство и быть внимательной, смотреть, наблюдать. И увидеть, когда начнётся это раскрытие, и не спугнуть. Тогда можно будет потихоньку выманивать этот новый опыт на поверхность. 

интервью
Made on
Tilda